Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником имущества Госфильмофонда является Российская Федерация
Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации
  • Новости

Лиля Брик сошла к Маяковскому с афиши

Госфильмофонд России ищет уникальные кинокартины, утраченные из-за небрежности или по прихоти цензуры.

На сайте Госфильмофонда опубликован список утраченных реликвий. В этом перечне - кинокартины, которые были созданы в основном в 20 - 30-е годы прошлого века, а потом бесследно исчезли. И зачастую это отнюдь не рядовые работы! Среди кинопотерь - фильмы Сергея Эйзенштейна, Всеволода Мейерхольда, ленты с участием Владимира Маяковского...

- Владимир Маяковский не только писал киносценарии, но и снимался в главных ролях, - говорит сотрудник Госфильмофонда Петр Багров. - Один такой фильм хорошо известен - «Барышня и хулиган». А вот два других - «Не для денег родившиеся» и «Закованная фильмой», увы, не сохранились. Сюжет последнего такой: художник влюбляется в киногероиню и крадет ее афишу. И вот девушка сходит с афиши в реальный мир. Начинается роман. Но «пришелице» плохо в трехмерном мире, ей нужен мир плоский, как на экране. И она возвращается обратно. Интересен даже не сам сюжет, который позже использовал Вуди Аллен в своем фильме «Пурпурная роза Каира», а то, что девушку играла Лиля Брик, а художника - Владимир Маяковский. Причем он выступил еще и в роли сценариста картины. Кусочки пленки хранились у Брик, потом она передала их в музей Маяковского. Но, возможно, где-то этот фильм сохранился целиком.

Пока мы не можем найти следов картины Всеволода Мейерхольда «Портрет Дориана Грея». Принято считать, что Мейерхольд был только театральным режиссером. Но он снимал еще и кино. Интересно, что на роль Дориана Грея мастер пригласил... женщину. Фильм ищут уже много лет, но пока безрезультатно.

В свое время была выпущена чудная картина по комедии Гоголя «Женитьба». Ее поставил актер Эраст Гарин вместе со своей женой Хесей Локшиной и сам же сыграл роль Подколесина. Судя по воспоминаниям, это был мрачный психологический фильм про несчастного закомплексованного человека. В 1937 году он вышел на экраны. Но вскоре началась борьба с формализмом, и ленту запретили. Впрочем, есть шанс, что где-то сохранилась ее копия. Во всяком случае среди кинолюбителей ходит байка, что они видели кадры какого-то неизвестного фильма, где Гарин несется в пролетке по Невскому проспекту...

- Считается, что одна из самых значительных потерь - «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна...

- Эта лента снята в 1935 году вовсе не по рассказу Тургенева, как можно подумать. Главный герой картины - Павлик Морозов, хотя имя у мальчика в фильме другое, его зовут Степок. Самая известная сцена картины - разгром церкви и переустройство ее в сельский клуб: так новая коммунистическая религия приходит на смену старой. Степок, прототипом которого был Павлик, внешне очень похож на отрока Варфоломея с картины Михаила Нестерова. Отец пионера не подлый вредитель в кепочке, каким обычно его изображали в кино. Он походил на врубелевского Пана, эдакое воплощение языческого бога. Когда «Бежин луг» показали для узкого круга лиц на «Мосфильме», многие уловили символы. Но в середине 1930-х такой библейски-мифологический подход к истории Павлика Морозова мало кому мог понравиться. От Эйзенштейна ждали агитки, а он снял трагедию о коллективизации. Решили, что проблема в сценарии, и поручили его переписать Исааку Бабелю. Бабель написал более реалистический и жесткий сценарий, по которому Эйзенштейн сделал вторую версию. Увы, оба варианта пропали. На экран фильм так и не вышел. Говорят, его запретили по личному указанию Сталина. Буквально начали смывать пленки.

Эйзенштейн очень переживал, тогда его монтажер Эсфирь Тобак из каждого плана на пленке вырезала по кадру. Эта мужественная женщина очень рисковала. Эсфирь Вениаминовна хранила кадры дома десятилетиями. И только в 60-е годы, когда Эйзенштейн стал фигурой канонической, они были обнародованы. Историк кино Наум Клейман и кинорежиссер Сергей Юткевич по ним сделали фотофильм. Благодаря ему мы можем судить о том, насколько выдающимся был оригинал. Не советская агитка, а глубокая философская картина.

- Если пленки были уничтожены, на что надеяться?

- Надежда всегда есть. В Госфильмофонде сохранились очень короткие, длящиеся буквально секунды фрагменты из «Бежина луга». Возможно, где-то уцелели другие отрывки. Между прочим, внучка того самого артиста, который играл мальчика Степка, написала у себя в интернет-дневнике, что дома у нее долгое время «валялись» фрагменты с фильмом Эйзенштейна. Потом они пропали, возможно, кто-то выбросил, посчитав, что это ненужный хлам. А возможно, кто-то их нашел?

Бывают неожиданные случаи. Несколько лет назад в музее кино в Буэнос-Айресе нашелся фильм «Мой сын» режиссера Евгения Червякова. Откуда он в Аргентине взялся? А дело в том, что в 20-е годы в Советском Союзе был хорошо развит кинопрокат, советские картины показывали по всему миру. Так что за рубежом такие находки в частных архивах и небольших прокатных конторах возможны.

Я знал одну даму, которой было больше ста лет. Когда-то она склеивала негативы на киностудии. И, как оказалось, пробовалась на главную роль в фильм «Новый Вавилон» к советским классикам Григорию Козинцеву и Леониду Траубергу. В подтверждение своих слов она достала спрятанные на антресолях пленки кинопроб. Эти пленки пережили вместе с ней блокаду, эвакуацию, множество переездов...

Существуют еще и легенды про советских коллекционеров, которые покупали фильмы - как правило, ворованные. Главными поставщиками для их коллекций были киномеханики. Они сознательно портили часть картины, чтобы вся копия была списана в брак. Где-то же хранятся эти пленки...

НА ЗАМЕТКУ

Если вы знаете, как разыскать эти и другие редкие фильмы, обращайтесь в Госфильмофонд России: тел 8(495) 276-33-91; e-mail: gff@gff-rf.ru

Текст Анастасия Плешакова, Комсомольская правда


Страница сгенерирована за 0.01 секунд !
  • 29.05.

    Важно! Изменение электронного адреса Госфильмофонда России... подробнее

  • 29.05.

    Журнал «Лавры кино» празднует двухлетнюю годовщину... подробнее

  • 28.05.

    Фестиваль шведского кино в Москве: ретроспектива Роя Андерссона... подробнее

  • 27.05.

    Дни российского кино в Вене закрыл фильм «А зори здесь тихие»... подробнее

  • 26.05.

    Показ фильма «Торпедоносцы» в Лионе... подробнее

  • 26.05.

    В Каннах прошел показ картины «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»... подробнее

Новости Кино

    Видеопортал
    ТЕЛЕКАНАЛ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ
    фильмофонд.рф
    СПб Филиал
    Фонд Благовест