Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником имущества Госфильмофонда является Российская Федерация
Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации
  • Новости

Гендиректор Госфильмофонда РФ Николай Бородачев: «Мы расширяем географию»

На следующей неделе пройдет традиционный фестиваль архивного кино «Белые Столбы». О том, какие темы станут на форуме главными в этот раз и какие уникальные кинонаходки отреставрированы и будут показаны зрителям, корреспонденту «Новым Известиям» рассказал гендиректор Госфильмофонда Николай БОРОДАЧЕВ.

– Николай Михайлович, в чем особенность фестиваля «Белые Столбы» в этом году?

– Все эти годы фестиваль был по существу закрытым, основная программа демонстрировалась только для профессионалов-кинематографистов на территории самого архива. В этом году впервые фестиваль будет открыт для широкой публики: почти вся программа будет бесплатно показана в кинотеатре Госфильмофонда «Иллюзион» и в Белом зале Дома кино. Но в то же время мы стараемся повышать и научный уровень фестиваля. В этом году объем нашего каталога перевалил за 100 страниц, фильмографические описания отвечают мировым стандартам, а многие тексты можно, почти не редактируя, публиковать в научных журналах – притом что написаны они простым и доступным языком. В Госфильмофонде и с Госфильмофондом сейчас работают многие киноведы с мировым именем – это и Евгений Марголит, и Наталья Нусинова, и Александр Дерябин. Для нашего каталога с радостью пишут и крупнейшие киноведы России, и многие иностранцы.

– На фестивале вы демонстрируете архивные материалы только из своего фонда?

– Раньше мы ограничивались показом копий из нашей коллекции и коллекции РГАКФД (Российский государственный архив кинофотодокументов. – «НИ»), с которым нас связывают многолетние дружеские отношения. Сейчас мы расширяем географию. В этом году мы покажем две картины из коллекции Мюнхенского музея кино, одну – из собрания Музея современного искусства в Нью-Йорке.

– Как на этот раз составлялась программа показов?

– В области программы мы стараемся сохранить традиции, заложенные покойным Владимиром Юрьевичем Дмитриевым, хотя какие-то вещи неизбежно меняются со временем. Так, например, в этом году мы отказались от рубрики «Великие столетия». Когда рубрика задумывалась, в 1990-х годах, шла череда столетий основоположников отечественного кино – Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Эрмлера. Это поколение мы уже «исчерпали». Ну а просто блистательных кинематографистов такое огромное количество, что сохранить какой-то объективный баланс невозможно – если отмечать все юбилеи, мы превратимся в календарь. Зато мы не могли не отметить 90-летие Марлена Хуциева. В программу включены уникальные материалы, не вошедшие в его шедевр «Застава Ильича» (1962/1965) – причем специально для фестиваля мы записали комментарий самого Марлена Мартыновича. Покажем мы и только что смонтированные сцены из новой, еще неоконченной работы мастера «Невечерняя» (фильм о Чехове. – «НИ»).

– Что в этом году стало основной тематической точкой отсчета?

– Конечно, важнейшей темой является 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы показываем хронику – американскую и даже нацистскую (проигрывая войну, немцы продолжали снимать бравурную хронику). Из отечественной хроники мы покажем цветные съемки Парада Победы на Красной Площади. А также – документальный фильм «Освенцим» (1945), смонтированный Елизаветой Свиловой – женой и музой великого Дзиги Вертова. Этот фильм стал одним из главных обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.

В рубрике «Возвращение с победой» мы попытались столкнуть несколько взглядов на «подлинный конец войны», рассказать о последствиях войны. Тут и «В шесть часов вечера после войны» (1944) Ивана Пырьева – фильм о победе, снятый еще до Победы, почти сказка. Эта картина, казалось бы, всем известна, но мы впервые за полвека демонстрируем фильм без купюр. Польский взгляд на эту тему будет представлен экзистенциальной драмой Ежи Кавалеровича «Настоящий конец большой войны» (1957), венгерский – картиной Гезы фон Радвани «Где-то в Европе» (1947) и «Так я пришел» (1965) – одним из первых экспериментов знаменитого режиссера Миклоша Янчо, умершего в прошлом году. В рамках программы также будет показан самый титулованный фильм в истории швейцарского кино, лауреат Канн и обладатель «Золотого глобуса», «Последний шанс» (1945) Леопольда Линдтберга.

– А какие еще находки удалось изыскать в недрах своего архива?

– В минувшем году в Госфильмофонде было найдено несколько картин с участием Бэби Пегги – последней ныне здравствующей актрисы немого кино, ей 96 лет. Она узнала об этой находке, написала госфильмофондовцам трогательное письмо. Ей посвящена отдельная программа фестиваля. Среди редкостей, которые мы покажем на фестивале, – кинопробы к «Анне Карениной» Александра Зархи. Роль Каренина в фильме сыграл Николай Гриценко. У нас же сохранились пробы Иннокентия Смоктуновского, Николая Черкасова, Евгения Евстигнеева, Андрея Попова. Кстати, это последние съемки Черкасова в кино. Среди архивных находок этого года – комедия «Переполох» 1928 года. Это фильм Александра Левшина, одного из любимых учеников Эйзенштейна. Все его полнометражные работы считаются утраченными. Также нам удалось обнаружить недостающие фрагменты классического американского вестерна двадцатых годов прошлого века «До последнего человека». Картину поставил Виктор Флеминг – в будущем снявший знаменитых «Унесенных ветром» и «Волшебника из страны Оз». В США картина считается утраченной, а у нас – единственная в мире копия.

 

Мария Михайлова, Новый Известия


Страница сгенерирована за 0.01 секунд !
  • 29.05.

    Важно! Изменение электронного адреса Госфильмофонда России... подробнее

  • 29.05.

    Журнал «Лавры кино» празднует двухлетнюю годовщину... подробнее

  • 28.05.

    Фестиваль шведского кино в Москве: ретроспектива Роя Андерссона... подробнее

  • 27.05.

    Дни российского кино в Вене закрыл фильм «А зори здесь тихие»... подробнее

  • 26.05.

    Показ фильма «Торпедоносцы» в Лионе... подробнее

  • 26.05.

    В Каннах прошел показ картины «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»... подробнее

Новости Кино

    Видеопортал
    ТЕЛЕКАНАЛ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ
    фильмофонд.рф
    СПб Филиал
    Фонд Благовест