Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником имущества Госфильмофонда является Российская Федерация
Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации

УТРАЧЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

Госфильмофонд России начинает работу над проектом под условным названием «Утраченное кино».

Как известно, существенная часть отечественного кинофонда не сохранилась до наших дней – в первую очередь это касается фильмов 1900-х – 1930-х гг. Мы хотели бы собрать максимально подробную информацию об утерянных картинах: фильмографические данные, выдержки из прессы и мемуаров, кадры, фотопробы, рабочие моменты.

Мы ставим перед собой двоякую цель. Как известно, Госфильмофонд не только хранит кинофильмы, но и популяризирует свою коллекцию и отечественный кинематограф. Не имея возможности показать утраченные фильмы – а среди них немало произведений, значимых для российской и мировой культуры и, возможно, шедевров киноискусства, – мы всё же хотим сделать их достоянием публики: не только коллег-киноведов, историков, но и просто любителей кино.

Вторая наша цель очевидна: прочитав описания и отзывы, увидев фотографии, станет проще найти и сами фильмы. В том, что это возможно, мы убеждаемся регулярно. Доказательством тому служит ежегодная рубрика «Архивные находки» на фестивале «Белые Столбы».

На первых порах из всех утраченных картин отечественного производства мы планировали представить пятьдесят наиболее «вожделенных» (классическое английское словосочетание «most wanted» не имеет канонического русскоязычного аналога). Пока речь идёт лишь об игровом и мультипликационном кино. В дальнейшем мы хотели бы расширить этот список, включив туда и неигровые фильмы.

Рейтинги и топ-листы успели приесться и редко воспринимаются всерьёз. Ничего сакрального в числе «50» нет: мы просто хотим ограничить себя на первом этапе этой большой и сложной работы. Побочный эффект такого ограничения – субъективность и вкусовщина. Поэтому перед тем, как отобрать эти «вожделенные» фильмы, нам важно узнать мнение коллег – специалистов по истории отечественного кинематографа.

Коллектив научных сотрудников Госфильмофонда обратился ко многим ведущим российским киноведам. Не все смогли откликнуться на нашу просьбу: одним помешала занятость, другие ссылались на недостачную осведомлённость, третьи отрицательно относятся к идее рейтингов как таковой.

На данный момент мы получили соответствующие списки от 12 киноведов.

Как правило указывали фильмы довоенного производства, чаще всего игровые. Однако мы не ставили ни хронологических, ни видовых рамок. В списках встречаются и документальные картины, и культурфильмы, и мультипликация. Самая ранняя из названных картин создана в 1912 году, самая поздняя – в 1976 году.

Мы просили коллег ограничиться фильмами, завершёнными и полностью утраченными. Картины, не оконченные производством, и картины, сохранившиеся не полностью, расширили бы наш список до огромных пределов. В своё время мы намерены обратиться и к этим фильмам.

Всего было названо ровно 300 картин. Проведя подсчёты, мы составили первоначальный рейтинг. На первом этапе мы публикуем список 66 наиболее значимых потерь в истории отечественного киноискусства. В наших планах – снабдить каждое из указанных названий полной фильмографией, аннотацией, историческим комментарием, цитатами из рецензий и мемуаров, изобразительным материалов.

За эту кропотливую работу согласился взяться Е.Я. Марголит – один из наиболее авторитетных российских киноведов.

В качестве примера мы приводим материал по фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Братишка» (1926). Вопреки ожиданиям многих из наших коллег, эта картина, казалось бы, обойдённая вниманием киноведов, неожиданно заняла в списке первое место – наряду с «каноническими» и легендарными фильмами «Портрет Дориана Грея» (1915) Всеволода Мейерхольда, «Девушка с далёкой реки» (1927) Евгения Червякова и «Бежин луг» (1935-37) Сергея Эйзенштейна.

 

Списки прислали:

Пётр Алексеевич Багров

Георгий Николаевич Бородин

Ирина Николаевна Гращенкова

Александр Степанович Дерябин

Анатолий Михайлович Загулин

Николай Анатольевич Изволов

Сергей Кириллович Каптерев

Олег Альбертович Ковалов

Евгений Яковлевич Марголит

Наталья Ильинична Нусинова

Артём Олегович Сопин

Екатерина Сергеевна Хохлова

 

 

Рейтинг:

 

1-4. «Портрет Дориана Грея» (1915, реж. В. Мейерхольд) – 10 голосов

1-4. «Девушка с далёкой реки» (1927, реж. Е. Червяков) – 10 голосов

1-4. «Братишка» (1926, реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг) – 10 голосов

1-4. «Бежин луг» (1935-37, реж. С. Эйзенштейн) – 10 голосов

 

5-7. «Дети бури» (1926, реж. Ф. Эрмлер, Э. Иогансон) – 9 голосов

5-7. «Митя» (1927, реж. Н. Охлопков) – 9 голосов

5-7. «Ухабы» (1928, реж. А. Роом) – 9 голосов

 

8-9. «Похождения Октябрины» (1924, реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг) – 8 голосов

8-9. «Посторонняя женщина» (1929, реж. И. Пырьев) – 8 голосов

 

10-13. «Гонка за самогонкой» (1924, реж. А. Роом) – 7 голосов

10-13. «Золотой клюв» (1929, реж. Е. Червяков) – 7 голосов

10-13. «Большие крылья» (1937, реж. М. Дубсон) – 7 голосов

10-13. «Женитьба» (1937, реж. Э. Гарин, Х. Локшина) – 7 голосов

 

14-21. «Закованная фильмой» (1918, реж. Н. Туркин) – 6 голосов

14-21. «Скарлатина» (1924, реж. Ф. Эрмлер) – 6 голосов

14-21. «Мишки против Юденича» (1925, реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг) – 6 голосов

14-21. «Чужой пиджак» (1927, реж. Б. Шпис) – 6 голосов

14-21. «Проданный аппетит» (1928, реж. Н. Охлопков) – 6 голосов

14-21. «Ветер в лицо» (1930, реж. А. Зархи, И. Хейфиц) – 6 голосов

14-21. «Путь энтузиастов» (1930, реж. Н. Охлопков) – 6 голосов

14-21. «Фриц Бауэр» (1930, реж. В. Петров) – 6 голосов

 

22-27. «Сильный человек» (1917, реж. В. Мейерхольд) – 5 голосов

22-27. «Не для денег родившийся» (1918, реж. Н. Туркин) – 5 голосов

22-27. «Чашка чая» (1927, реж. Н. Шпиковский) – 5 голосов

22-27. «Три комнаты с кухней» (1928, реж. Н. Шпиковский) – 5 голосов

22-27. «Дурень ты, дурень!» (1931, реж. А. Медведкин) – 5 голосов

22-27. «Кража зрения» (1934, реж. Л. Кулешов) – 5 голосов

 

28-45. «Ключи счастья» (1913, реж. В. Гардин, Я. Протазанов) – 4 голоса

28-45. «Драма в кабаре футуристов № 13» (1914, реж. В. Касьянов) – 4 голоса

28-45. «Война и мир» (1915, реж. В. Гардин, Я. Протазанов) – 4 голоса

28-45. «Николай Ставрогин» (1915, реж. Я. Протазанов) – 4 голоса

28-45. «Песнь торжествующей любви» (1915, реж. Е. Бауэр) – 4 голоса

28-45. «Блуждающие звёзды» (1926, реж. Г. Гричер-Чериковер) – 4 голоса

28-45. «Водоворот» (1927, реж. П. Петров-Бытов) – 4 голоса

28-45. «Вор» (1927, реж. В. Инкижинов) – 4 голоса

28-45. «Два броневика» (1928, реж. С. Тимошенко) – 4 голоса

28-45. «Ливень» (1929, реж. И. Кавалеридзе) – 4 голоса

28-45. «Двадцать два несчастья» (1930, реж. С. Бартенев, С. Герасимов) – 4 голоса

28-45. «Жизнь на полный ход» (1930, реж. Э. Иогансон) – 4 голоса

28-45. «План великих работ» (1930, реж. А. Роом) – 4 голоса

28-45. «Полешко» (1930, реж. А. Медведкин) – 4 голоса

28-45. «Почта» (звуковая версия, 1930, реж. М. Цехановский) – 4 голоса

28-45. «Никита Иванович и социализм» (1931, реж. А. Маковский) – 4 голоса

28-45. «Ошибка героя» (1932, реж. Э. Иогансон) – 4 голоса

28-45. «Женитьба Яна Кнукке» (1934, реж. А. Иванов) – 4 голоса

 

46-66. «Драма у телефона» (1914, реж. Я. Протазанов) – 3 голоса

46-66. «Дворянское гнездо» (1914, реж. В. Гардин) – 3 голоса

46-66. «Стелла Марис» [«Звезда моря»] (1918, реж. В. Старевич) – 3 голоса

46-66. «На Красном фронте» (1920, реж. Л. Кулешов) – 3 голоса

46-66. «Остров юных пионеров» (1924, реж. А. Ган) – 3 голоса

46-66. «Что говорит “МОС”, сей отгадайте вопрос!» (1924, реж. А. Роом) – 3 голоса

46-66. «Вася-реформатор» (1926, реж. Ф. Лопатинский) – 3 голоса

46-66. «Турбина № 3» (1927, реж. С. Тимошенко) – 3 голоса

46-66. «Право на жизнь» (1928, реж. П. Петров-Бытов) – 3 голоса

46-66. «Как надо и как не надо» (1929, реж. Н. Экк) – 3 голоса

46-66. «Комета» (1929, реж. В. Инкижинов) – 3 голоса

46-66. «Пижон» (1929, реж. М. Донской) – 3 голоса

46-66. «Тёмное царство» (1929, реж. А. Гавронский) – 3 голоса

46-66. «Манометр № 1» (1930, реж. А. Роом) – 3 голоса

46-66. «Лес» (1931-32, реж. С. Герасимов) – 3 голоса

46-66. «Беглец» (1932, реж. В. Петров) – 3 голоса

46-66. «Личное дело» (1932, реж. Г. и С. Васильевы) – 3 голоса

46-66. «Жить» (1933, реж. С. Тимошенко) – 3 голоса

46-66. «Любовь» (1933, реж. А. Гавронский, О. Улицкая) – 3 голоса

46-66. «Люблю ли тебя?» (1934, реж. С. Герасимов) – 3 голоса

46-66. «Любовь Алёны» (1934, реж. Б. Юрцев) – 3 голоса


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
  • 29.05.

    Важно! Изменение электронного адреса Госфильмофонда России... подробнее

  • 29.05.

    Журнал «Лавры кино» празднует двухлетнюю годовщину... подробнее

  • 28.05.

    Фестиваль шведского кино в Москве: ретроспектива Роя Андерссона... подробнее

  • 27.05.

    Дни российского кино в Вене закрыл фильм «А зори здесь тихие»... подробнее

  • 26.05.

    Показ фильма «Торпедоносцы» в Лионе... подробнее

  • 26.05.

    В Каннах прошел показ картины «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»... подробнее

Новости Кино

    Видеопортал
    ТЕЛЕКАНАЛ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ
    фильмофонд.рф
    СПб Филиал
    Фонд Благовест